Основными особенностями познавательной и двигательной сферы детей с различными нарушениями развития являются: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к снижению объема памяти, трудностям в мыслительных операциях.
Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития их психики.
Так как познавательные процессы существуют и развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие.
Для детей раннего возраста с различными видами нарушений характерна низкая концентрация, неустойчивость и узкий объем внимания.
Дети с нарушениями в развитии затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
В нашем центре любые занятия специалистами отделения реабилитации и ранней помощи строятся по следующей системе:
• заинтересовать ребёнка, найти, через что ребёнок идёт на контакт.
• выработать элементарную систему знаков, слов и понятий, которые покажут, насколько ребёнок понимает то, что вы от него хотите.
• выработать поведенческие навыки, в том числе и навыки работы за столом, навыки взаимодействия.
• развивать то, в чём ребёнок отстаёт, опираясь на то, что он уже умеет и понимает.
Так, в коррекционной работе с детьми, принятыми на сопровождение в комплексный центр ГБУСО ВО "АКЦСОН", часто используются различные виды подвижных игр, в которые мы внедряем элементы упражнений на развитие высших психических процессов.